Алексей Шевченков - официальный сайт / Пресса
new | я | кино | театр | звук | видео | фото | пресса | афиша | guest
<< вернуться к списку статей
Синдром Гедды Габлер

Нина Лазаренко / 02.04.2008 / Литературная газета


В год 180-летнего юбилея Генрика Ибсена сразу два столичных театра обратились к творчеству несколько подзабытого нашей сценой в последние годы автора. Освоение Ибсена помогает понять не только век позапрошлый, но и сегодняшнее время.

В ту пору, когда пьесы Ибсена почти каждый новый сезон ставились в Московском Художественном, в других театрах Москвы и Петербурга, деятелей сцены не смущали ни серьёзность стиля драматурга, ни обилие литературного текста, ни интеллектуальная проблематика его сочинений. Режиссёры стремились освоить философские лабиринты сюжетов Ибсена, актёры мечтали сыграть сложных и страстных его героев, зрители с интересом смотрели эти спектакли. Теперь всё иначе, в моде иные авторы.

И всё же российская сценическая жизнь Ибсена не прекращается. То здесь, то там возникают попытки расшифровать смысл его сюжетов.

Создатели спектакля «Гедда Габлер» в театре под руководством Армена Джигарханяна предложили свою трактовку известной пьесы. Из неё извлечена схема сюжета, интрига укрупнена и дополнена резкими фарсовыми акцентами. Этот приём подчеркнул нешуточный диагноз, поставленный норвежским драматургом человеческому обществу, время от времени впадающему в психоз саморазрушения.

Новый дом учёного Йоргена Тесмана устроен добротно и основательно. Художник Б. Лысиков обозначил необходимые и достаточные приметы интерьера, не связанного с определённым историческим временем. Застеклённая веранда украшена уютным абажуром. Рядом с пианино, которое оживает под руками героев спектакля, наигрывающих свои любимые мелодии, помещена изящная детская игрушка, любимая кукла хозяйки дома. Благополучие этого жилища — иллюзия, исчезающая по мере того, как обнаруживается истинный характер Гедды.

Для неё, дочери известного генерала, вся текущая, будничная человеческая жизнь — пошлое и смешное занятие, недостойное людей ярких, сильных, свободных, таких, как она. Когда-то Гедда была маленькой девочкой, невинно взирающей на мир, частью которого ей предстояло стать. Маленькая и обаятельная, как все дети, она выросла и превратилась в соблазнительную молодую женщину, но так и не стала взрослой. Странная инфантильность её сознания порождает циничный азарт, с которым она будет ломать и взрывать всё, как ей кажется, пресное и банальное, «некрасивое», что свойственно человеческой жизни, ломать, не считаясь ни с кем и ни с чем.

Сложная, наполненная парадоксами система взаимоотношений персонажей, созданная Ибсеном, вовлекает героев спектакля в жёсткую борьбу, исключающую сочувствие или компромиссы. В этой борьбе обнажается суть происходящего, заключающаяся в драме тотального соперничества.

Родственные связи, дружеские отношения, семейные радости — всё разорвано и разъедено страстью к хищной самореализации, маниакальным стремлением подчинить себе и своим желаниям всё в этом мире. Этой болезнью страдает не только героиня спектакля, но почти все его персонажи.

Актёры, сыгравшие пока ещё только первые премьерные спектакли, без сомнения, обещают успешно освоить то постановочное решение, которое было предложено им режиссёром Анной Башенковой и худруком театра. Исполнители главных ролей в спектакле — Алексей Шевченков (Брак), Светлана Макарова (Гедда), Юрий Анпилогов (Тесман) — уже имеют достаточно яркие творческие биографии, а молодая Мария Соловьёва в роли Теа обращает на себя внимание своеобразием и пластичностью дарования.

В предложенной театром трактовке «Гедды Габлер» есть свежесть взгляда, острая, даже не современность, а сиюминутность ощущения жизни, есть, конечно, и потери, неизбежные при работе с драматургией уровня Ибсена.

Однако не может не радовать сам по себе тот факт, что одна из наиболее «трудных» его пьес получила новую жизнь на сцене молодого театра.
Для писем Алексею - shevchenkov-alexey@yandex.ru
Alexey Shaevchenkov ©  2009
Дизайн и разработка ©  Ирина Высоцкая
Сайт создан в системе uCoz