Алексей Шевченков - официальный сайт / Пресса
new | я | кино | театр | звук | видео | фото | пресса | афиша | guest
<< вернуться к списку статей
Ее ждали, но все равно вздрагивают при ее появлении

Мария Сперанская /05.2008

Ее ждали, но все равно вздрагивают при ее появлении. Потому что она не просто появляется на сцене — она словно врывается в пространство зрителей. Тайфун, фугас, лавина... а на самом деле — маленькая, босая женщина, розовая со сна, с куклой в руках, да и одетая, будто ребенок, то ли в детское платьице, то ли в ночную рубашку. Впрочем, впечатление, будто Гедда Габлер (Светлана Макарова-Васильченко) — милое дитя — обманчиво, и улетучивается буквально через минуту, когда она с необъяснимо злой брезгливостью начинает топтать чужую шляпку, называя ее старой и уродливой. Новую и вполне симпатичную шляпку. Просто, таким образом, Гедда решила отвадить родственницу мужа от частых визитов в свой дом. Хитрая и умная стерва — вот какой она выглядит теперь. А потом, надев туфли на каблуках, она очаровательно танцует под аккомпанемент мужа. Всего несколько па, но сколько тоски в этом танце! Сейчас она — романтическая, мечтательная девушка... И вдруг снова смена образа — ярко красное платье в обтяжку, походка голливудской звезды, уверенная осанка, победный прищур глаз — это уже заявка на вамп. В театре Джигарханяна Гедду представили разной, очень разной, переливающейся, словно амальгама — какие очертания и когда примет эта одновременно прекрасная и ядовитая субстанция — неизвестно. Режиссер Анна Башенкова сделала ставку на непредсказуемость героини. Да, это человек, от которого можно ждать чего угодно, но что заставило дочь генерала, красавицу и умницу стать такой? Светлана Макарова-Васильченко так и не дает ответа. Она играет женщину с прошлым, женщину-тайну, которая заблудилась в лабиринтах собственной души. Где выход, да и есть ли он вообще? В воздухе висит необъяснимое предчувствие беды, оттого с самого начала постановка смотрится, как детектив.
Одна из лучших пьес Ибсена написана в 1890 году, когда заметные волны эмансипации уже будоражили Европу. Так может, все дело в феминизме, в желании Гедды — вполне самодостаточной женщины 29 лет, не казаться, а быть? Но вокруг — одни ничтожества мужского пола, способные видеть в ней разве что самку: муж (Юрий Анпилогов) — суетливый культуролог, не хватающий звезд с небес, и подобострастно называющий жену исключительно уменьшительно-ласкательным именем Геддочка; настоящий рвотный порошок асессор Бракк (Алексей Шевченков) — сальный пошляк, шантажист и подлец; бывший любовник Гедды — талантливый, но безвольный ученый Левборг (Станислав Эвентов), которого (алкоголика в завязке!) она иезуитски заставляет напиться коньяка, а потом провоцирует и на кое-что пострашнее... В общем, ни одной настоящей личности рядом нет и не предвидится. Ибсен сию мысль не педалирует, но режиссер Башенкова, подхватив идею, доводит ее до абсолюта. Эта постановка — взгляд современной эмансипе на эмансипе из прошлого, чем, безусловно, привлекательна особо.
Для писем Алексею - shevchenkov-alexey@yandex.ru
Alexey Shaevchenkov ©  2009
Дизайн и разработка ©  Ирина Высоцкая
Сайт создан в системе uCoz